Много месяцев назад имел несчастье проходить собеседование в этой «конторе», позиционирующей себя как «Лучшую фирму по подбору персонала в Украине». Ни много, ни мало! Правда, это они на своём сайте о себе такой бред несут.
Итак. Офис находится в квартире дома дореволюционной постройки в 5 минутах ходьбы от ст.м. «Золотые ворота». Насколько помню, всего 3 комнаты с весьма скромным ремонтом. В столичном представительстве «самой крутой HR-фирмы» родом из «бизнесовой столицы Украины» г.Луганска на рабочем месте находилось 2 тела. Первая девушка примерно лет 30-33, светлые волосы, рост около 175 см, фио не знаю, предположительно Ольга. Второе «светило», с которой «собеседовались», около 25, максимум 27 лет, рост 160, тёмно-каштановые волосы, называлась, если не ошибаюсь, Ксенией. По крайней мере, глянул на сегодняшние контакты, указаны те же лица.
На кону стояла вакансия руководителя одной компании, активно занимающейся ВЭД. Особых требований по сфере деятельности в описании не было, опыт работы с ВЭД был указан как необходимый.
За свою жизнь мне довелось с десяток раз посещать собеседования в роли соискателя (поэтому почти все эпизоды помню очень хорошо даже спустя годы), и приблизительно раз 60-70 самому собеседовать кандидатов в качестве руководителя. Имею отличный опыт в этом деле и много раз доказывал сам себе на практике умение разобраться в своих собеседниках за 30-40 минут в полном объёме, хотя признаю, такие способности приходят только со временем, опытом, безусловно, после ошибок и разочарований.
Точно также успел наглядеться на так называемых HR-фахивцив, которых особенно стало много на рынке за последних 3-4 года. Многие таких называют «хер-менеджерами» и я полностью поддерживаю такое определения. По моему мнению, Ксения как раз относилась к этой категории.
Искренне не понимаю, как можно доверять приём на работу топ-менеджеров девочкам 25-28 лет, которые в своей трудовой карьере сами ни одного дня не были на самом мааааленьком руководящем посту, никогда в жизни не организовывали даже самый примитивный бизнес и не представляют себе на практике, что такое «управление коллективом»? Но, обо всём по порядку.
Ещё с первой беседы по телефону Ксения настойчиво оставила мне свой личный номер для «дальнейшего уточнения информации по вакансии». Признаюсь, меня это сразу как-то удивило, т.к. нормальные кадровики обычно стараются избегать лишних и личных контактов с соискателями. Для этого и существуют фирменные каналы связи. Но я тогда сразу не обратил внимание на этот нюанс.
Собеседование началось с моей стороны, с просмотра глубокого декольте в районе груди, (специально?) вываленного рекрутером напоказ , а со стороны рекрутера, соответственно, с глубокого её выдоха мне в лицо остатков табачного дыма. Первые же пару фраз из уст этой Великой специалистки в подборе персонала полностью подтвердили уже появившиеся мои опасения. Сразу возникло ощущение, что я где-нибудь перед входом на подростковую дискотеку беседую с вчерашней пэтэушницей, или пардоньте, «выпускницей Колледжа» по-современному. Ограниченный словарный запас, говорок, характерный для жительниц рабочих посёлков Донбасса, и, забегая наперёд, употребление в процессе собеседования слов «типа», «реально», «ахтунги», «запара» и т.п. чудно дополнили картину.
Деваться было некуда, я ведь пришёл «понравиться HR-у», поэтому мило улыбался и расписывал все свои достоинства.
Моё резюме толком она вряд ли читала, т.к. первым вопросом было сакраментальное «расскажите немного о себе». Минут 30-35 я подробно рассказывал свой творческий путь, достижения и успехи, попутно отвечая лишь на незначительные, уточняющие, вопросы рекрутера. Затем мы, естественно, подошли к «самым важным» вопросам. Начали уточнять, а «по какой причине Вы ушли с такой-то фирмы» и «почему Вам захотелось освоить совершенно новый вид деятельности». Не знаю как кому, а мне, признаюсь, всегда сложно отвечать на такие вопросы. Особенно вот таким малолеткам. Разве может эта вчерашняя секретарша или менеджер по тупым ответам на телефонной линии, совершенно случайно ставшая HR (ныне, к сожалению, синоним слов «Вершитель Судеб»), знать что такое «внутрикорпоративный конфликт»? Что такое «война между собственниками» и «отъём доли в бизнесе у ближнего своего (то бишь партнёра) любой ценой»? Разве может 25-летняя девица, пусть даже прошедшая парочку тренингов на тему «Как соплячке подобрать на работу Генерального Директора Мега-Корпорации», понять, что для топ-менеджера причиной ухода не только с поста, а из целого бизнеса и/или из состава собственников могут быть куча причин синергетического характера, а не только тупой «размер заработной платы»? Хер-менеджеры может быть и слышали, что такое высшие уровни мотивации, характерные как раз для ТОПов, как то «Удовлетворение от работы», «Признание результатов работы», «Достижения» и т.п., но вряд ли понимают что это, т.к., повторюсь, сами всю свою очень короткую жизнь были всего лишь простыми наёмниками.
Поэтому все уточняющие вопросы в основном сводились к следующему: «Так у Вас был всё-таки конфликт из-за которого Вы решили уйти?». Видимо, фантазии этой девице хватало только на тинейджерскую «разборку» перед тем самым воображаемым входом на дискотеку. С горем пополам дошли мы до последнего места моей работы. Дальше началось ещё интереснее. Начали разбираться в ВЭД. Разговор англичанина с глухой зимбабвийкой. Я занимался активно ВЭД, и экспортом, и импортом, более 10 лет в качестве руководителя. Знал там всё «от и до», начиная с контрабанды, заканчивая видами деклараций, нюансами в оформлении товаро-сопроводительных документов и практике применения сертификатов о происхождении. Но вопрос! Как я могу объяснять всё это, когда в глазах собеседницы я читаю дикое непонимание того, что такое «порядок определения таможенной стоимости, условное начисление пошлин и размер НДСа к уплате»!? Как может эта пигалица понять что-то из моих уверенных пояснений, если она с этим не только никогда не сталкивалась, а даже по телевизору не видела? Вопрос к «заказчикам», которые дают работу таким хер-менеджерам.
Коллеги «по HR-цеху», которые, я надеюсь, прочитают это отзыв наверняка собрались мне парировать, дескать «а мы и не должны во всём разбираться», «мы, де, супер-психологи, и подбираем кадры просто по манере поведения , по уверенному взгляду прямо в глаза и отсутствию потирания носа, как явного признака брехни соискателем»…Ну-ну. Уровень детского сада. На счёт «смотрения в глаза». Естественно, когда пришёл мой черёд задавать вопросы по вакансии, я их поставил. Такого блуждающего по сторонам, ни разу не направленного мне в лицо взгляда рекрутерши, я давно не видел. В купе с употреблением тех самых слов «ахтунг» и «запара» (хорошо хоть не дошло до «сышышь в натуре») у меня СЛАЖИВАЛОСЬ (да-да, именно СЛАЖИВАЛОСЬ, а не «складывалось»:-))))))) впечатление, что эта хер-менеджериха то ли впаривает мне какое-то фуфло, то ли демонстративно теряет всяческий интерес ко мне, как соискателю, по той простой причине что мы явно находимся на разных уровнях развития. Я- опытный грамотный руководитель, безусловно, с какими-то своими недостатками, а она-просто достойная конкурентка по уровню интеллекта колорадскому жуку. Как правило, такие хер-менеджеры не любят людей гораздо более умных себя, хотя поверьте, я-то давно это зная, НИКОИМ образом даже не пытался это проявить.
Признаюсь, к тому моменту я уже не верил в свои шансы попасть на собеседование с прямым работодателем, хотя и продолжал по инерции задавать вопросы об условиях работы и перспективах. Ведь когда имеешь дело с обезьяной, у которой в руках зажата граната, никогда не знаешь, когда, где и как она приведёт её в действие.
Несмотря на это, мы мило распрощались и я, в глубине души, оставлял определённый шанс на успешный исход мероприятия. Надеялся, что беседа напрямую с работодателем в полной мере отобразит мой высокий уровень, как руководителя. Тем более, что по прошествии нескольких дней я, как было ранее оговорено с рекрутершой, перезвонил ей на тот самый личный телефон уточнить «подходит ли моя кандидатура» для второго этапа отбора- беседы с работодателем. В процессе очень короткого разговора проявился второй нюанс, на который я, довольно опытный карьерист, также не обратил достаточного внимания. На мой прямой и простой вопрос рекрутерша как-то подозрительно долго молчала и только спустя минуту выдавила из себя, дескать «конечно- же Ваша кандидатура будет рекомендована, я Вам отзвонюсь чуть ли не завтра». Я был весьма удивлён и стал дожидаться. Уже не помню точно через сколько дней после так и непоступившего мне звонка я увидел, что вакансия благополучно закрыта. Ну и хрен с ней.
Я бы попросту забыл обо всей этой истории, если бы совсем недавно, случайно не побеседовал с одним из коллег по прошлой работе (молодым парнем, который к тому же был моим подчинённым). Так вот этот юный пройдысвит поделился мне историей своего друга, такого же юного по возрасту, который удачно трудоустроился примерно 1,5 года назад через «Навигатор». Весь фокус был в том, что он банально дал взятку рекрутеру за предложение именно его кандидатуры на вакансию! Именно через какой-то там личный телефон! Только тогда у меня и всплыли в памяти многозначительные минуты молчания рекрутера и по телефону, и во время собеседования, как будто ожидающего от меня прямых финансовых предложений.
Уважаемые читатели! Прекрасно понимаю, что не корректно ссылаться не на свой опыт в этом вопросе, а на пересказанную кем то историю.
Могу ли я прямо обвинить, что рекрутер «Навигатора» вымагала, или достаточно прямо намекала мне на взятку за помощь в трудоустройстве? Нет.
Могу ли доказательно обвинить её в том, что там применяют подобный подход к «отбору кандидатов»? Нет.
Но анализируя «уровень квалификации» сотрудника кадрового агентства, проводящего подбор руководящего персонала, хочется резонно спросить у работодателей, которые дают им вакансии для закрытия:
1. А вы сами хоть видели КТО будет подбирать для вас топ-менеджеров?
2. А вам не приходило в голову хотя бы виртуально «принять к себе на работу» ТУ САМУЮ рекрутершу, которая будет выполнять ваш заказ? (Лично я всегда стараюсь во время собеседования «условно поменяться местами» с кадровиком и представить «взял бы я её на работу и кем». Так вот даже несмотря на общий весьма и весьма убогий уровень кадровиков в Украине (достойных встречал не более 10%), я помню, что ту Ксению не представлял себе даже на месте третьего помощника четвёртого ассистента, а не то что в роли «вершительницы судеб»!)
3. А вам, уважаемые работодатели, не приходило в голову провести малюсенький элементарный СРЕЗ ЗНАНИЙ у рекрутера в той области, в которую она будет нанимать ТОП-МЕНЕДЖЕРА? (Как может человек, освоивший только арифметику, оценить знания профессора в высшей математике?).
И вы, дорогие предприниматели, дающие работу вот таким несостоятельным рекрутерам, потом ещё удивляетесь «каких же идиотов нам выбирают для работы» и «почему в Украине нет квалифицированных кадров»?
Вы сначала посмотрите на квалификацию людей, подбирающих вам персонал, а затем призадумайтесь.
Пысы. Извините за многобуквие, хотелось полноценно высказаться.
Пысы2. Специально глянул на одном сайте по трудоустройству на вакансии у «Навигатора». Ищут сейчас «директоров по строительству аэродромов и автодорог», «финансовых директоров» и «главных конструкторов»!
Представляю себе собеседование с кандидатами вот той безграмотной рекрутерши Ксении и её «знания» в этих областях…полный абзац, других слов нету...
Ответы
дджлж31-01-2012:
полезный отзыв!
Лана23-10-2012:
Очень неприятное впечатление о себе Вы оставили, уважаемый меганачальник. Я не имею отношения к рекрутинговому бизнесу, не знакома с Ксенией, допускаю, что вела она себя недостаточно компетентно во время интервьюирования Вас, супер-мега-кандидата. Но выражаетесь Вы грубо, зло, раздраженно, ОБИЖЕННО, чего не допускают уверенные в себе люди. И таким, как Вы, отказывают по причине излишней гордыни и самоуверенности, а также по причине скверного характера. Иначе почему Вы, при своих мега-талантах, бегаете по собеседованиям и готовы причитать: "Ну, возьмите меня, возьмите..."
павел16-07-2013:
Да.
Анна16-02-2014:
Согласна с Ланой! Достойный и уверенный в себе человек никогда не будет тратить свои эмоции и время на недостойные ему занятия и людей. Возможно у девушки был не самый достойный внешний вид и не самые глубокие познания во всех сферах деятельности, но глупо об этом говорить. Если бы она хорошо знала ВЭД, то, думаю, работала в другой сфере. Разнообразия вакансий, которые представлены в агентстве, предполагают то, что человек не может знать все. Я уже молчу об Вашем акценте о декольте. Конечно же СПЕЦИАЛЬНО для Вас все это одето. За день множество проходят кандидатов, а центр вселенной конечно же Вы. Повеселили своим рассказом, нечего больше сказать. Пысы: Не имею отношения к этому агентству, смотрю отзывы, т.к. пригласили на собеседование.