Прокуратура Петербурга отменила постановление следственного управления УМВД по Петербургу, которое отказалось возбудить уголовное дело о вымогательстве взятки в отношении двух сотрудников департамента Росприроднадзора по СЗФО: замначальника отдела экологического контроля Веры Прибытковой и главного специалиста этого отдела Алексея Дубровского.
Заявление в полицию написал владелец петербургского ЗАО "Турмалин" Михаил Востриков. Его компания, основанная в 1993 г., производит инсинераторы — камеры для сжигания особоопасных отходов. По словам самого бизнесмена, продажа и обслуживание инсинераторов и систем газоочистки по всей стране даже в кризис приносили его фирме не менее 800 млн рублей в год.
В 2009 г. бизнесмен решил и сам заняться уничтожением опасных отходов в Петербурге, где, по его сведениям, нет ни одной частной фирмы, оказывающей такие услуги. Единственной организацией, которая занимается этим на коммерческой основе, является государственное ОАО "Спецтранс". Экс–глава "Спецтранса" Сергей Куканов подтвердил: этот рынок в Петербурге совершенно свободен.
"Кроме нас и "Турмалина" никто здесь инсинераторы не производит. У нас никто в Петербурге оборудование не приобретал", — говорит Лев Бедеров, коммерческий директор ЗАО "Безопасные технологии" (еще одного петербургского производителя инсинераторов). Между тем, по оценке Михаила Вострикова, потребности петербургских компаний в утилизации опасных отходов способны обеспечить оборот не менее чем в 1 – 1,5 млрд рублей в год.
Под новый проект Михаил Востриков учредил ООО "Центр уничтожения опасных отходов" (ЦУОО), которое построило в Рыбацком специально оборудованный технологический комплекс. Но в феврале 2011 г., когда все уже было готово, возникло непреодолимое препятствие: Росприроднадзор отказал ему в выдаче лицензии на утилизацию отходов.
Как сообщил корреспонденту "ДП" замначальника департамента Росприроднад зора по СЗФО Дмитрий Скорописов, ЦУОО трижды обращался в этот орган для получения лицензии, но получил отказы. Компания пыталась оспорить первый отказ в арбитраже, но суд в двух инстанциях признал его законным. По словам Михаила Вострикова, ЦУОО готовит кассацию. Кроме того, уже после первого отказа Михаил Востриков заявил в полицию о вымогательстве взятки. По его версии,
за помощь в получении лицензии сотрудники Росприроднадзора требовали 1,3 млн рублей.
"Мы установили и залицензировали для своих клиентов более 200 инсинераторов по всей стране. А в родном городе для самих себя это сделать не можем!" — в свою очередь возмущается Михаил Востриков. "Обращение Центра уничтожения опасных отходов в правоохранительные органы и в СМИ до принятия процессуального решения и в нарушение принципов соблюдения тайны следствия и презумпции невиновности нами рассматривается как попытка давления на государственный орган", — считают в Росприроднадзоре.
Полицейские действительно не нашли оснований для возбуждения уголовного дела в отношении чиновников Росприроднадзора, однако прокуратура вернула материалы на дополнительную проверку.