П.3 06-03-2012:
Несмотря на рост безработицы и экономический кризис, найти новых сотрудников работодателям сегодня гораздо сложнее, чем пять лет назад. К такому парадоксальному выводу пришли специалисты Американского управления малых бизнесов (United States Small Business Administration – USSBA), проанализировав тысячи отказов во время приёма на работу.
Причин дефицита необходимых сотрудников несколько. Во-первых, миллионы сокращённых специалистов вынуждены искать работу в сферах, которые не соответствуют их профессиональным амбициям.
Например, многие уволенные конструкторы из Детройта сегодня могут найти себе применение разве что в частных автомастерских. А умный владелец автомастерской, как и любого другого бизнеса, никогда не возьмёт на работу «бывшего суперспециалиста», предпочтя ему «новичка, которого всему надо учить». Понятие «overqualified» для американских работодателей фактически является синонимом слова «профнепригоден».
Во-вторых, тысячи людей лгут на собеседовании с потенциальным работодателем в надежде получить желаемую должность и обойти конкурентов. От вранья кандидатов на работу страдают не только крупные корпорации (гиганты вроде Microsoft и Intel, как правило, нанимают «котов в мешке» из-за рубежа по рабочим визам), но и маленькие бизнесы.
Подпольные же фирмы по продаже дипломов, справок, характеристик, резюме и всевозможных рекомендаций процветают. Так, во Флориде был случай, когда нанятый в магазин «продавец с 30-летним опытом» разорил своего работодателя на $16 тысяч в первый же день работы. Ничего не понимая в маркетинге и торговле, он продавал товары со скидкой 99.9%. И этого человека, оказавшегося полнейшим дилетантом, владельцы магазина выбрали, просмотрев несколько десятков резюме.
Третья причина – недостойное поведение во время прохождения интервью (собеседования, заполнения анкеты, тестирования). Миллионы людей остаются без возможности получить желанное место, потому что напрочь забывают о таких понятиях, как вежливость, ответственность, честность и тактичность.
Именно эти четыре качества, напомним, больше всего уважал в потенциальных сотрудниках легендарный бизнесмен Генри Форд. Хорошие манеры для него были гораздо важнее, чем профессиональные навыки.
Именно отсутствие «хороших манер», на мой взгляд, является главной причиной того, что тысячи русскоязычных иммигрантов не могут найти работу. К такому выводу я пришёл не только благодаря личному опыту (провёл в «РБ» не менее сотни собеседований на различные позиции), но и пообщавшись с владельцами «наших» крупных и малых бизнесов. Все в один голос жалуются, что кандидаты на ту или иную должность всё больше отдалены от капиталистической действительности. «Просто адекватные люди, говорящие на русском языке, сегодня на вес золота», - поделился со мной один из «больших боссов» своим опытом найма новых сотрудников.
Чтобы предостеречь безработных людей от досадных ошибок во время прохождения собеседования, смоделируем ряд типичных для «нашей» иммиграции казусов во время трудоустройства. Более чем уверен, что ни один уроженец Соединённых Штатов не поведёт себя так, как наши герои. И уж точно ни один босс-американец не примет на работу нижепредставленных сотрудников.
1) «Я звоню насчёт работы для внучки!»
Высшая степень некомпетентности – заявиться на интервью вместе с гёрлфренд, бойфрендом, женой, дедушкой, прабабушкой, другой родственницей или другом. В «нашей» общине это почему-то считается нормальным явлением. И вместо того чтобы сосредоточить внимание на потенциальном сотруднике, работодатель порой вынужден отвлекаться на вопросы (комплименты, реплики, комментарии) его спутника.
Дальше – больше. Мне, например, несколько раз приходилось иметь дело с бабушками, которые искали работу для своих внучек. И каждая такая «бабуля» считала, что делает бизнесу большое одолжение, рекламируя (навязывая) свою «умницу-внучку».
2) «Здрасьте, а сколько вы платите?»
Казалось бы, чрезвычайно глупо задавать вопрос о заработной плате, предварительно не узнав о сути работы и не представив своё резюме. Только не в русскоязычной среде! Этот вопрос, поверьте, в первую очередь слышат многие работодатели, снявшие телефонную трубку. Американские боссы, в свою очередь, не задумываясь отказывают в работе таким наглецам. Оно и понятно: кандидат думает исключительно о заработке, а не о работе.
3) «К вам пришёл непризнанный гений!»
Комплекс неполноценности, сублимировавшийся в фанатичную веру в собственную гениальность, преследует многих «наших» иммигрантов. И чем больше человек рассказывает о собственной значимости и заслугах, демонстрируя всяческие дипломы, награды, грамоты, тем больше убеждаешься в его профнепригодности.
Совет специалиста по трудоустройству Марты Хирш из Калифорнии идёт вразрез со знакомой нам реальностью: «Не говорите о своих прошлых заслугах, если работодатель вас о них не спрашивает. Меньше слов – больше дела. Скромность должна скрывать ваш потенциал».
4) Жевательная резинка – веская причина для отказа.
Жующие претенденты на работу – это классика американского фольклора. В разные годы сотрудников со жвачкой во рту высмеивали продукты массовой культуры – комиксы и кинокомедии. На эту тему существует множество анекдотов и юмористических сценок. Однако в реальности американские работодатели жующих работников видят редко. Такое «шокирующее явление» сравнимо с сотрудником, пришедшим на работу без штанов.
В моей практике жующих кандидатов больше, чем любых других. Это классический признак недальновидности, дурного воспитания и полнейшего неуважения к боссу.
5) «А вы можете наличными платить?»
Это ещё одна «классика трудоустройства в русскоязычной общине». После обсуждения всех профессиональных качеств кандидата неожиданно выясняется, что счёта в банке и номера социального страхования у него нет, налоги он платить не собирается, загранпаспорт с американской визой давным-давно просрочен, да и иммиграционная служба ICE уже выдала ордер на его депортацию. «Так ведь все так работают!» - смело заявляет потенциальный сотрудник.
6) «После нас хоть потоп».
Многие мои знакомые бизнесмены никогда не нанимают русскоязычных работников по причине их поразительной безответственности. «Наш» человек, как показывает практика, может бросить начальство в любой момент. Например, в связи с предложением о другой работе. О том, чтобы предупредить начальство о грядущем уходе как минимум за две недели (как это делают, например, итальянцы или ирландцы), речь даже не идёт. «Рыба плавает, где глубже, а человек, где лучше», - считаем «мы».
7) «Тише едешь – дальше будешь».
Один мой знакомый опубликовал объявление в интернете о поиске секретарши в деловой офис с опытом работы... хоуматтендента и хаускипера. На мой вопрос, зачем секретарше такой «экспиренс», он ответил: «Вновь прибывшие иммигранты не могут понять, что в Америке зарплата почасовая, а не помесячная. Только тяжёлый чёрный труд помогает «нашим» людям влиться в жёсткий капиталистический темп». К сожалению, так оно и есть.
Завершу свой материал одним обнадёживающим исследованием, проведённым психологами нескольких организаций по защите прав сотрудников малых и крупных бизнесов. Оказывается, почти 70% работодателей во время собеседования руководствуются не профессиональными, а личностными качествами претендента на должность. А это значит, что по-настоящему честный, ответственный, вежливый и тактичный кандидат работу наверняка получит. А всему остальному его научат...