сотрудник 04-04-2013:
И вот устроился я на работу в замечательное подразделение, Корпоративный университет Сбербанка.
Как оказалось позже, это юридически обособленная организация, по сути 100% дочка, которая не занимается коммерческой деятельностью, а, лишь, обучает сотрудников холдинга Сбербанка, привлекая тренеров, преподавателей и знаменитостей с разных концов планеты. Но в иных кругах это никто не любит афишировать, ведь так модно заявлять всем и везде, что мы - СБЕРБАНК!
И все бы хорошо, организация создана, целевое финансирование получено (хотя юридически оно пока никак не оформлено до сих пор, но, зато, уже года как организация существует), обучение идет полным ходом, персонал набирается.
Есть несколько "но", которые хотелось бы расписать, чтобы при прочтении не возникало мысли "стартап? да легко!".
Что меня удивило при подписывании трудового договора: я не знаю, где они все берут шаблоны ТД, но хоть бы даты приема на работу поставили корректно. Новенькая сотрудница (и по сей день единственная в отделе кадрового делопроизводства) даже не потрудилась сверить даты приема на работу. Когда я спросил о должностных инструкциях, о соблюдении которых упоминается в договоре, на меня уставились круглые глаза со словами "Вы что хотите, все сразу?".
Ни одного внутреннего регламента и документа кроме устава в этой организации и не было. Хотя, к моменту, когда я устраивался на работу, прошло уже 8 месяцев со дня официальной регистрации организации. Сотрудников в Корпоративный университет либо переводили из Центрального аппарата (ЦА), либо набирали новых.
Вроде все просто и никто особо и не припирается, все живут дружно.
И тут на смену руководителю организации, приходит новый, важный человек, который начинает строить свои порядки. Как это принято везде (в России), когда приходит руководитель, он первым делом увольняет "старых" и набирает "своих".
Начал он с того, что прошелся по всем комнатам, осмотрел Барин свои владения, познакомился (но руку жать не стал) со всем персоналом, который ему показывала Исполнительный директор (я, лично, видел ее впервые в жизни...).
И сразу последовало распоряжение: каждому сотруднику следует написать себе цели на квартал, должностные инструкции, план на испытательный срок и пр. в зависимости от должности и срока "работы".
Следующим распоряжением было "всем к концу года знать английский язык, иначе уволю".
О способах его взаимодействия с персоналом не будем... Скажем образно "барин и холопы".
Барин приехал из СПб и в меру своей избалованности образованности на высоком посту в СПбГУ решил "по-быстрому" организовать себе все прелести корпоративного мира: гаджеты, людей, средства коммуникации, карету с извозчикомсредства передвижения, баснословные представительские расходы.
Барин напрямую общается с самим Президентом (Г-ном Грефом), уважаемым во многих кругах Человеком, потому у него все супер важно и супер срочно. И если где-то дедлайн профукали - розгами и только розгами.
Жизненная позиция при встречах с кандидатами у него более чем проста ("Не забывайте кто я такой"): "МГИМО? Какой ужас, там же ничему не учат" , "Ну и как вы докатились до такой жизни?" , "Ну а чем вы занимаетесь? Спортом? Ну а бег это не спорт. Зачем Вы пишете, что занимаетесь спортом?". Кандидаты уходили злыми, а кандидатки в слезах.
К слову: ассистента он себе не может найти уже четвертый месяц, ибо ему никто не угождает. Посему он пользуется чужими ассистентами.
Набрав новеньких из разряда "этот мне понравился, потому что он из СПбГУ", он развязал войну внутри уже сформировавшегося коллектива, ибо новеньким достается все сладенькое и вкусненькое, а старенькие лишь следят, чтоб новенькие не нажаловались Барину.
Но, на практике, новенькие жалуются Барину, а тот, в свою очередь, следит, чтоб все получили по заслугам.
Коллектив начинает внутриусобные войны за хорошее расположение большого босса. Это приводит к волне увольнений и волне набора новеньких, соответственно.
И, кажется, все снова хорошо: Барин пустил косточку в стаю, стая подралась. Любимчики свою косточку-то, в любом случае, получат еще одну.
К тому моменту как все это поймут - Барин будет окружен любимчиками, которые загрызут любого, лишь бы угодить хозяину. И вот тут начинается самое сложное.
Некоторые уже видят, что вокруг происходит что-то за их спинами:
сплетни, противозаконные действия, друзья становятся врагами, так и стремящимися уволить тебя, брат идет на брата, око за око, зуб за зуб.
Наблюдаешь и становится грустно: как же так, мы работаем под руководством Сбербанка, сами не зарабатываем, трудимся во благо и для достижения единой цели, обучаем сотрудников Банка, а нам свои же люди ставят палки в колеса.
В организации нет ни одного четко сформированного (не говоря уж об отладке) процесса, ни даже по приему\увольнению сотрудников, однако жители сией удивительной страны считают, что все надо делать исключительно исходя из процессов ЦА, соответствовать им, принимать меры к их оптимизации внутри Корпоративного "стартапа". Хотя, на деле, мало кто знает как вообще устроены внутренние процессы в Банке. Но, не беда... Это лишь больше возбуждает у них фантазии на тему "надо делать так".
Административная часть организации сильно страдает из-за отсутствия четкого распределения и понимания (сейчас в административном блоке работает всего двое, один начальник, другой - подчиненный, которые отвечают за весь IT блок, хозяйственную деятельность и прочие мелочи). В HR'е с горем пополам трудится один сотрудник, которая, не зная закона, предлагает свеженапечатанные правила внутреннего трудового распорядка подписать датой приема на работу.
Должностные инструкции Барин заставляет писать лично каждого себе. У нас договоры на оказание услуг и поставку продукции заключаются медленнее, чем верблюд пересыхает пустыню; пока пройдешь все 7 кругов ада уже и подписывать ничего не захочется.
Если говорить о палках в колеса, то их довольно много и от самого Банка.
Коллеги из Центрального аппарата попросту не любят отвечать ни на письма, ни на звонки, если они видят на телефоне определяющийся номер другого подразделения.
А когда речь идет о неработоспособности какого-либо сервиса, критичного для всего бизнеса, то здесь отношение у ЦА ровно такое же, как будто мы приходим с улицы. Те же самые автоответчики, тот же монотонный жующий голос, стандартные заученные фразы и прочее, чему учат на курсах "активного слушания", "работе с клиентами" и другой лабуде.
Командная игра? Зачем, мы сильные, а выживает сильнейший.
Мотивация? Не, не слышали.
Гражданские права? Зачем? Есть же розги.
Люди, получив высокую должность, сразу бегут за положенными ими прелестями, ждут годовую премию, гадят всем вокруг, лишь бы их годовой бонус мог позволить им сразу купить квартиру, а не брать ее в ипотеку.
Когда пытаешься поставить таких на место, указав, что по закону их требования и указания напрямую тебя не касаются, какого бы грейда они ни были, они бегут жаловаться каким-то знакомым, у которых есть связи в ЦА, или к самим ... из ЦА, те, в свою очередь, стараются изо всех сил показать какие они важные и делают замечание Руководству организации, от которых, собственно, все плохое стекает вниз. И так получается круговорот ***** в Сбербанке.
Если надо заставить человека работать, на удобных для них условиях, пусть и незаконных и без согласования второй стороны, эти замечательные личности будут чуть ли не увольнением угрожать, лишь бы все было как они захотят. А то что работа в выходные дни - "а, пофиг, я сказала НАДО". Народная шутка из разряда "Если у сотрудника Сбербанка рождается ребенок, он обязан работать на Сбербанк" в таком свете кажется более чем правдивой.
Если речь идет о нарушениях гражданского, трудового, уголовного, налогового законодательства и конституционных прав человека - тут их просто целый океан.
Чтобы в красках описать всю плачевность ситуации, возможно, уйдут дни.
Сбербанк! Возьмись уже и построй свой Корпоративный университет так, как ты изначально планировал.
Может есть надежда на хоть какое-нибудь административное наказание должностных лиц за несоблюдения "правил игры".